?

Log in

Предыдущий пост | Следующий пост



Немногие из неспециалистов знают об этом интереснейшем проекте, который должен был заменить Су-33 на палубе советских авианосцев. Глубокая переработка самолета, в которой от "предка" Су-27 остались только цифры 27 в наименовании и фонарь кабины, должна была воплотить новые революционные решения - такие как КОС (крыло обратной стреловидности), плоское сопло и УВТ (управляемый вектор тяги).
Проект Су-27КМ (корабельный, модифицированный) затем лег в основу прототипа истребителя 5 поколения от ОКБ Сухого - Су-47 "Беркут".


Корабельный модифицированный

Практически все лавры, а соответственно, и заказы на самолеты четвертого поколения уходили «Сухим». Поэтому неофициально считалось, что разработку истребителя пятого поколения – проект И-90 (истребитель 1990-х) – следует без конкурса отдать МиГу, чтобы хоть как-то сохранить паритет среди авиапроизводителей. Симонов же придумал асимметричный ответ – он договорился с корабелами на заказ палубного истребителя пятого поколения!



Первые советские самолеты для авианосцев делались, как и сами авианосцы, в авральном порядке и представляли по своей сути морскую адаптацию обычных «наземных» истребителей и штурмовиков. Между тем авианосец – гораздо более долгоживущий тип вооружения, чем самолеты. Его ресурс (30–50 лет) определяется прежде всего моральным старением, а жизненный цикл самолета – 25–30 лет. Поэтому, как правило, за свою жизнь авианосцы успевают пережить смену 2–3 поколений самолетов, которые во всем мире проектируются специально под авианосцы. Было понятно, что советским авианосцам, которые планировалось строить серийно, лет через 15–20 потребуется замена палубных Су-27К, и у Симонова такой самолет как раз будет! Этот истребитель должен был совершить первый полет в 1995 году, а к настоящему времени вовсю поступать на вооружение многочисленных советских авианосцев.

Чтобы особо не афишировать данный амбициозный проект, самолет получил обозначение Су-27КМ (корабельный модифицированный), хотя общим с Су-27 у него был лишь один элемент – фонарь кабины пилота.


Морская авиация

Поскольку серьезно увеличивать размеры авианосцев не планировалось, к самолету были предъявлены универсальные требования: он должен был выполнять функции как перехватчика, так и ударного самолета, то есть быть многоцелевым. Это означало неизменное увеличение массы – аппарат получался тяжелым, с максимальным взлетным весом под 40 т. Вдобавок не было уверенности, что на момент его появления будут решены проблемы с отечественными катапультами, а значит, взлетать ему придется с рампы. В воздушном бою он должен был превосходить основного морского конкурента – американский F-14D SuperTomcat. Самолет изначально создавался с учетом технологии «Стелс», поэтому вся боевая нагрузка размещалась внутри фюзеляжа, а кили были «завалены» внутрь.



Самолет сразу создавался как корабельная машина (заметим, впервые в СССР), поэтому на нем было много чисто морских примочек. Например, отделяемая кабина. Статистика боевых действий корабельной авиации показывала, что летчик погибал в первые сутки нахождения в воде, поэтому проблему спасения простое катапультное кресло не решало. Отделяемая герметичная кабина Су-27КМ спасала пилота даже при отделении на глубине 10 м и могла поддерживать жизнедеятельность летчика около трех суток. Для большей переносимости перегрузок при маневрировании спинка кресла пилота была наклонена назад на 300, против 170 у обычных самолетов. Управляться же самолет должен был джойстиком, установленным справа. Предусматривалось поворотное в вертикальной плоскости плоское сопло.

В общем, самолет получался завидным. Оставалась, правда, одна почти нерешаемая проблема – как поднять все это в воздух без катапульты?


Коленками назад

Был придуман нигде ранее не применявшийся способ – баллистический взлет. Смысл его в том, что самолет сходит с рампы и летит, подобно брошенному камню, по баллистической траектории. Правда, в отличие от камня, с работающими на форсаже двигателями. Достигнув пика траектории, самолет начинает «просаживаться» вниз, причем просадка может достигать 15 м от верхней точки траектории, но за счет возрастающей скорости и очень большого угла атаки крыло «подхватывает» машину, и в нисходящей ветви траектории, примерно на уровне среза рампы, баллистическая траектория переходит в нормальный полет с набором высоты. Проблема состояла в том, что при таком старте при сходе с рампы крыло выходило на большие углы атаки, происходил срыв потока, и самолет просто падал в воду. Выход был один – крыло обратной стреловидности, которое позволяло выходить на большие углы атаки без угрозы сваливания. У «Сухого» уже имелся опыт проектирования легкого (до 20 т) однодвигательного истребителя с таким крылом – проект С-22. Этот проект довели до стадии рабочего проектирования, был выпущен комплект рабочей документации, который затем весь ушел в корзину. Считалось, что на этом проекте Симонов до совершенства «откатал» технологию крыла обратной стреловидности.



У крыла такой конфигурации появился и дополнительный плюс. В идеале при складывании крыла оно должно «ломаться» по технологическому стыку. Однако у Су-27КМ крыло складывалось не перпендикулярно фюзеляжу, как у всех палубных самолетов традиционной схемы, а вперед, как уши у собаки-овчарки, что возможно только при наличии крыла обратной стреловидности.

  


Ложка дегтя

В общем, самолет получался идеальным. Существовало лишь одно «но».
Дело в том, что выдерживать колоссальные нагрузки на изгиб, испытываемые крылом обратной стреловидности, способно только крыло, выполненное по композитной технологии с использованием углепластиков, где со скручиванием боролись путем направленной намотки углеволокна. Главный недостаток этого материала – его неремонтопригодность. Разрыв карбоновых волокон невозможно ликвидировать, и он ведет к принципиальным изменениям свойств материала. Поэтому поврежденные углепластиковые компоненты всегда приходится менять целиком, как, например, в гоночных болидах «Формулы-1». Пулевые и осколочные пробоины на боевых самолетах, как правило, оперативно заделывают на земле. МиГ-25, изготовленный из стали, позволяет заваривать повреждения даже обычной электросваркой. Теоретически, поврежденное углепластиковое крыло Су-27КМ можно было бы поменять целиком. Только вот до аэродрома такой самолет вряд ли дотянет – при колоссальных нагрузках потерявшее прочность крыло от первого же снаряда мгновенно разрушится в воздухе. Удалось ли инженерам ОКБ Сухого решить эту проблему, «Популярной механике» неизвестно.



В мае 1989 года разработка Су-27КМ была прекращена решением Военно-промышленной комиссии. ОКБ Сухого продолжило работы за свой счет и в начале 1990-х годов совместно с Иркутским авиационным заводом построило всего одну летающую экспериментальную машину, получившую индекс C-37 и прозванную в прессе «Беркутом». Она лишь отдаленно напоминала исходный Су-27КМ и была ошибочно причислена к пресловутым самолетам пятого поколения.



Прототип С-37 "Беркут", ставший затем Су-47




Источники:
Журнал "популярная механика" №61, ноябрь 2007
Фото - http://www.buran.ru



Комментарии

( 9 комментариев — Оставить комментарий )
pyka_npu3paka
5 май, 2016 08:31 (UTC)

Интересная машина. В те годы много схем оригинальных предлагалось. Американцы например увлекались бескилевыми самолетами. Это серьезно снижает ЭПР при облучении сбоку.
Но в итоге высокие технические риски, конец холодной войны и снижение финансирования поставили крест на всех проектах кроме YF-22.
А теперь уже поздно. Даже пятое поколение заглохло из-за стоимости и сложности программ. А уж "шестое" точно будет беспилотным если вообще будет самолетом)

livejournal
5 май, 2016 18:09 (UTC)
Не «Беркут», но рядом. Су-27КМ
Пользователь kanchukov_sa сослался на вашу запись в своей записи «Не «Беркут», но рядом. Су-27КМ» в контексте: [...] Оригинал взят у в Не «Беркут», но рядом. Су-27КМ [...]
livejournal
5 май, 2016 19:10 (UTC)
Не «Беркут», но рядом. Су-27КМ
Пользователь konsul_777_999 сослался на вашу запись в своей записи «Не «Беркут», но рядом. Су-27КМ» в контексте: [...] нал взят у в Не «Беркут», но рядом. Су-27КМ [...]
livejournal
5 май, 2016 19:26 (UTC)
Не «Беркут», но рядом. Су-27КМ
Пользователь sell_off сослался на вашу запись в своей записи «Не «Беркут», но рядом. Су-27КМ» в контексте: [...] нал взят у в Не «Беркут», но рядом. Су-27КМ [...]
arigato
5 май, 2016 19:36 (UTC)
Шикарный истребитель)
Побольше бы таких моделей военных самолетов
livejournal
5 май, 2016 19:39 (UTC)
Не «Беркут», но рядом. Су-27КМ
Пользователь detonator666 сослался на вашу запись в своей записи «Не «Беркут», но рядом. Су-27КМ» в контексте: [...] Оригинал взят у в Не «Беркут», но рядом. Су-27КМ [...]
livejournal
6 май, 2016 02:08 (UTC)
Не «Беркут», но рядом. Су-27КМ
Пользователь aleks070565 сослался на вашу запись в своей записи «Не «Беркут», но рядом. Су-27КМ» в контексте: [...] нал взят у в Не «Беркут», но рядом. Су-27КМ [...]
l_aretta
6 май, 2016 05:33 (UTC)
Загляните: http://l-aretta.livejournal.com/11328.html
Просто так. Романтичная и красивая сторона.
livejournal
6 май, 2016 07:40 (UTC)
Не «Беркут», но рядом. Су-27КМ
Пользователь teo_tetra сослался на вашу запись в своей записи «Не «Беркут», но рядом. Су-27КМ» в контексте: [...] нал взят у в Не «Беркут», но рядом. Су-27КМ [...]
( 9 комментариев — Оставить комментарий )

Календарь

Май 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   





































Профиль

Основной
svbr
Сообщество военных блогеров
Разработано LiveJournal.com