?

Log in

Предыдущий пост | Следующий пост



Совсем недавно выпало мне в кругу друзей пообщаться с инженером одного нашего крупного (ну очень крупного) оборонного предприятия. Он там не из последних на счету и причастен к разработке важных больших проектов, известных как у нас на Родине, так и за рубежом.

Под рюмку чая разговор вышел на то, за что у каждого нормального человека и патриота болит душа – за состояние нашей оборонки, естественно.
Так вот с грустной иронией рассказывал этот инженер о том, как он уже месяц с лишним обивает пороги разных юротделов, чтобы согласовать контракт на поставку изделия, которое было срочно собрано, и работники на заводе ради этого вкалывали в три смены.
Но вот он все никак не может согласовать документы на его поставку Заказчику, так как дело все время упирается в какие-либо «юридические тонкости». Вот уже скоро пойдет третий месяц, как контракт пинают юристы. И уже нет надежды, что его согласуют в этом мае.
Причем, по словам человека, который должен заниматься непосредственной разработкой изделий, но вместо этого бегает по кабинетам, это еще не абы что. Есть случаи, когда подобный контракт «зависает» и на год. И даже угроза срыва госзаказа или обязательств перед иностранным заказчиком не поможет поторопить эту сложную разросшуюся бюрократическо-юридическую машину.
При этом крайним во всей этой ситуации оказывается он – инженер, который… слишком медленно носил бумажки по кабинетам. А в кабинетах этих, как известно, бумажки приобретают какое-то невероятное притяжение, так что оторвать их от стола или ящика и перенести в соседний кабинет стоит каких-то нечеловеческих усилий. А уж сделать копию… что вы, что вы!

С грустью и восхищением данный инженер вспоминал времена Королева, которые он сам, правда, не видел в силу возраста, но читал о том, что там за один год могли разработать и запустить целую ракету.
Но вот зато его непосредственный начальник и руководитель крупного конструкторского подразделения эти времена видел. О его мнении я скажу чуть позже. Просто не хочу нарушить канву нашего реального разговора.
Так вот, когда я спросил своего собеседника, напомню, очень причастного к святая святых оборонки, в чем же корень проблемы. Он ответил примерно так – у власти в стране финансисты и юристы, которые в том, что мы делаем, ничего не понимают. Зато они понимают в различных финансовых махинациях. И чтобы их исключить, в законе появляется сложная запутанная система тех самых «юридических тонкостей», которая разрослась настолько, что сделала эту финансово-юридическую машину не то что неповоротливой, но прямо-таки непроходимой.
Формально, может, они и правы, но просто так дела не спорятся... Особенно в условиях, когда у администраторов ответственности на порядок меньше, чем у разработчиков, а власти и рычагов давления и управления сосредоточено наоборот - гораздо больше.
Когда в КБ между собой обсуждают эту проблему, молодое поколение инженеров всерьез предлагает отрубать пальцы людям, которые плохо исполняют свои обязанности на местах.

А старое поколение в лице того самого начальника КБ говорит, что готово, реально готово ради выполнения поставленных задач… сесть в шарашку. Но при условии, что «сядут усе», ну, то есть всем рабочим коллективом, включая директоров. Главное, чтобы реальные рычаги управления рабочим процессом были сосредоточены у конструкторов. Вот до чего людей довели.

Я думаю, может и без посадок в новые шарашки можно обойтись. Просто вернуть конструкторам значительную часть полномочий по управлению производствами и пусть себе конструируют. Ведь это дело их жизни и главный интерес.

А самые матерые махинаторы, как показывает практика того же КБ, как раз из финансово-юридической среды и появляются. И не громоздкими законами их нужно окорачивать… ну вы сами знаете, кем и чем.
Я бы не стал описывать здесь данный разговор между своими и для своих, но в рассказе этого еще в общем-то очень молодого инженера услышал не то, что крик души, отчаяние… хорошо замаскированное ироничным отношением к сложившейся ситуации.
Может быть, это отчаяние и одновременно еще все-таки не угасшая страсть как-то менять мир и желание честно работать на его благо каким-то образом пойдет дальше по общественному нерву, кому-то поможет пробудиться от потребительского морока и мобилизоваться на борьбу за жизнь Отечества. А то так и умрем от собственного гнойника, так и не поняв, откуда смерть.

P.S. Все еще желаете спросить, при чем же здесь рельсотрон? А при том, что американцы, кажется, уже нашли свой своеобразный выход из их родной бюрократической волокиты. Вопрос – найдем ли мы свой и как скоро.

Метки:

Комментарии

( 3 комментария — Оставить комментарий )
toster666
6 июн, 2016 12:14 (UTC)
>>лелеемый СМИ сказочный образ гениального одинокого самоучки постепенно превращается в образ способного парня, поставленного государством на вершину настоящего аэрокосмического айсберга. Айсберга, созданного, пусть и опосредованно, но на государственные деньги.

У нас этот момент отработан давным давно... - Калашников!

>>Вопрос – найдем ли мы свой и как скоро.

Основной вопрос как мне кажется, это не бюрократия, а доступные технологии.
kub_kom
6 июн, 2016 12:57 (UTC)
Калашников сначала сделал изделие, а уже потом была слава. А у Маска пока одни обещания и нет готового продукта, который бы приносил денег. Тесла и ракеты пока убыточны.
А по бюрократии - любые технологии в дурных руках бумагомарак превратятся в исписанные листки в столах. И не более. По документам же все будет чинно и соответствовать современным правилам.
toster666
6 июн, 2016 13:02 (UTC)
Изделие Калашникова было отвергнуто сразу же. Потом его назначили лицом проекта, а всю работу выполнял большой коллектив по настоящему талантливых инженеров и ученых.
( 3 комментария — Оставить комментарий )

Календарь

Май 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   





































Профиль

Основной
svbr
Сообщество военных блогеров
Разработано LiveJournal.com